АВтозоводская

Станция «Автозаводская» (до 1956 года – «Завод имени Сталина») была открыта 1 января 1943 года в составе участка «Площадь Свердлова» («Театральная»)— «Завод имени Сталина» («Автозаводская»). Она была построена СМУ-8 под руководством А. Чеснокова и А. Филиппова. Колонная трёхпролётная станция глубокого заложения. Строительство третьей очереди началось в 1938 году (не совсем ясна в этом свете дата непосредственного начала работ по станции «Завод имени Сталина», по некоторым данным это был 1940-й год). Работы по возведению станции по новому проекту были приостановлены с началом Великой Отечественной войны, но уже в декабре 1941 года возобновлены. Строительство велось быстрыми темпами, и 1 января 1943 года станция «Завод имени Сталина» первой в составе очереди вступила в строй, при этом станция «ЗИС» была открыта раньше «Новокузнецкой» и «Павелецкой», принявших первых пассажиров лишь 20 ноября 1943 года (эти станции открылись позже из-за задержек в поставке эскалаторов).
Своё изначальное название станция носила до 5 июля 1956 года. После развенчания культа личности Сталина и переименовании завода ЗИС в честь И. А. Лихачёва, название станции также было изменено — станция стала носить имя «Автозаводская» (при внимательном рассмотрении на стенах станции можно заметить отверстия, оставшиеся от крепления букв первоначального названия станции). В 1961 году южный вестибюль станции был встроен в жилое здание.

Бауманская

Станция «Бауманская» (проектное название – «Спартаковская»)была открыта 18 января 1944 года в составе участка «Курская» — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» («Измайловская»). Она была построена СМУ-8 под руководством М. Самодурова, И. Савина, В. Леферова. Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения.
Строительство станции началось в 1938 году. Сооружение тоннелей проходило в сложных геологических условиях, поскольку трасса пролегала по старому руслу реки Чечёры. Метростроевцы прокладывали тоннели немеханизированным щитом. К началу 1941 тоннели были пройдены на 70%; из-за начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено. Строительство было возобновлено в мае 1943 года, и меньше, чем через год, станция была открыта для пассажиров.
Поскольку по проекту станция «Баумнаская» должна была называться «Спартаковская», Б. М. Иофан, архитектор станции, в своём первоначальном проекте оформления станционного зала трактовал название станции буквально — её оформление должно было быть посвящено восстанию Спартака. Эта тема развивалась бы с помощью скульптур, установленных около пилонов в нишах, а над проходами между пилонов планировалось нанести цитаты, посвящённые этому событию. Этот проект и был реализован, но на место гладиаторов встали скульптуры защитников Родины и тружеников тыла во времена Великой Отечественной войны. Над скульптурами для станции работал В. А. Андреев. Изначально скульптуры были выполнены из гипса, но со временем они утратили свой первоначальный вид и в 1970-х годах были заменены на бронзовые копии.
До 2015 года на станции работали самые старые на тот момент эскалаторы Московского метро — три эскалатора типа Н-40-III, установленные в 1944 году. Они были самыми старыми действующими тоннельными эскалаторами в мире.

Новокузнецкая

Станция «Новокузнецкая» была открыта 20 ноября 1943 года на действующем участке «Площадь Свердлова» («Театральная»)— «Завод имени Сталина» («Автозаводская»). Она была построена СМУ-8 под руководством Н. Губанкова и Л. Возианова. Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения.
Строительство станции началось в 1938 году, но было остановлено из-за начавшейся Великой Отечественной войны. После 1941 года строительство было возобновлено. В связи с тем, что завод по производству эскалаторов находился в блокадном Ленинграде, заказ был передан московским предприятиям. Эскалаторы для глубоких станций третьей очереди поступили только к лету 1943 года.
Авторы проекта оформления станции – супруги И. Г. Таранов и Н. А. Быкова. Тема оформления — стойкость и борьба советского народа в годы Великой Отечественной войны. Тематика выполнения мозаик сильно отличается от оформления "Новокузнецкой". Это связано с тем, что изначально панно предназначались для другой станции – "Павелецкой"-радиальной.Рисунки должны были показывать жизнь советского Донбасса. Из-за того, что металлоконструкции для платформы остались на оккупированной территории (на Украине), проект пришлось срочно изменить: станцию решено было строить без центрального зала. Мозаики становились неуместными, поэтому ими решили украсить соседнюю "Новокузнецкую". Правда, из-за небольшой длины станционного зала вместилось только 7 панно.
Мозаики были выполнены художником Владимиром Фроловым. Он собирал их в блокадном Ленинграде. Выполнив заказ, Фролов отправил панно в Москву. Но увидеть их своими глазами на станции так и не сумел. В феврале 1942 года он скончался от голода, о чём свидетельствует мемориальная доска на станции.
В 1970 году центральный зал был удлинён, и в южном торце был устроен переход на одноимённую станцию Калужско-Рижской линии (ныне южный зал станции «Третьяковская»). Панно художника Бориса Покровского на тему советского фронта и тыла в годы войны было перенесено на площадку перехода. В 1986 году была организована пересадка на Калининскую линию.

Партизанская

Станция «Партизанская» (до 1947 — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина», с 1947 до 1963 года — «Измайловская», с 1963 до 2005 года — «Измайловский парк») была открыта 18 января 1944 года в составе участка «Курская» — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» («Измайловская»). Она была построена СМУ-8 под руководством П. Пономарёва и А. Филиппова. Современное название дано в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Строительство станции началось в 1938 году. Станция «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» строилась открытым способом. В районе станции предполагалось строительство самого крупного стадиона СССР, поэтому на станции были спроектированы три пути (перед спортивными мероприятиями на третий путь должны были приходить дополнительные поезда, следующие в сторону станции «Первомайская», а после мероприятий – поезда, следующие в сторону станции «Семёновская»). Предполагалось также строительство второго выхода, который и должен был вести к стадиону, с единственным в Москве шестиниточным эскалатором, поскольку на станции три пути; но стадион имени Сталина так и не был построен — сначала из-за войны, а затем из-за неблагоприятных гидрогеологических условий, — и оформление станции было изменено.После начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено, а сооружения использовались под убежища. Хотя строить стадион уже не планировалось, проект станции был реализован в первоначальном виде (кроме декора).
До 1950 года для оборота поездов, высадки и посадки пассажиров использовался только средний путь (в настоящий момент он используется для зонного оборота поездов; кроме того, в честь 80-летия Московского метрополитена на среднем пути станции прошли две выставки подвижного состава метрополитена); после открытия в январе 1950 года депо «Измайлово» оборот поездов был перенесён в тоннель. При строительстве соединительных тоннелей были оставлены заделы под подземное продление линий, которые не были использованы, что породило слухи о наличии секретных бункеров за станцией.
20 августа 1963 года была переименована в «Измайловский парк». Это переименование стало уникальным для Московского метрополитена: в этот день две станции – «Измайловский парк» и «Измайловская» – обменялись названиями друг с другом. Сделан такой обмен был для того, чтобы привести в соответствие название станции метро и расположение главного входа в парк. Более сорока лет эти две соседки с почти одинаковым названием вносили путаницу среди неопытных пассажиров метро.
3 мая 2005 года станции было дано новое название «Партизанская». Идею о переименовании выдвинул председатель Совета ветеранов Москвы В. И. Долгих, поскольку парк является местом встреч ветеранов партизанского движения. 3 мая 2005 года, в честь 60-летия празднования Победы в Великой Отечественной войне, соответствующее постановление подписал мэр Москвы Ю. М. Лужков.

Семёновская

Станция «Семёновская» (до 1961 года — «Сталинская») была открыта 18 января 1944 года в составе участка «Курская» — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» («Измайловская»). Она была построена СМУ-8 под руководством Л. Возианова, Н. Губанкова.Конструкция станции — колонно-пилонная трёхсводчатая глубокого заложения, на момент постройки — самая глубокая станция метрополитена в Москве.
Станция «Семёновская» сооружена по индивидуальному проекту по типоразмерам пилонной станции, однако геологическая обстановка позволила заменить каждый пилон четырьмя колоннами. Часто её называют колонно-пилонной станцией, хотя конструктивно она так и осталась пилонной.
Строительство линий третьей очереди началось в 1938 году. После начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено, а сооружения использовались под убежища. 18 января 1944 года «Сталинская» была открыта в составе участка «Курская» — «Измайловская», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 28 станций.
30 ноября 1961 года станция была переименована в «Семёновскую».
Оформление посвящено теме Советской Армии и оружия (скульпторы В. И. Мухина, Н. К. Вентцель, художник В. П. Ахметьев). Путевые стены облицованы серым с белыми прожилками мрамором «уфалей», в котором через равные промежутки сделаны треугольные вставки из зелёного слоистого песчаника. На них изображены чеканные бронзовые щиты с изображением образцов советского оружия.Торцевую стену украшает горельеф, изображающий орден «Победа» на фоне оружия и знамён с надписью «Нашей Красной Армии — Слава!»

музей

Галерея