Станция Марьина Роща (Шереметьевская)


С 2017 года в рамках строительства Северо-Восточного участка Третьего пересадочного контура (Большой кольцевой линии) ООО «СМУ-8 Метростроя» выполняет работы по сооружению станции Большой кольцевой линии Московского метрополитена – Марьина Роща (проектное название – Шереметьевская), а также комплекса притоннельных сооружений на участках перегонных тоннелей.
Станция Марьина Роща БКЛ – это комплекс подземных и наземных сооружений метрополитена, сооружаемый в Северо-Восточном административном округе Москвы на пересечении улицы Шереметьевская и 4-го проезда Марьиной Рощи.

Основные характеристики станции:
Конструкция станции: трехпролетная пилонного типа с островной платформой
Глубина заложения: 74 м
Количество выходов в город: 1
Наличие пересадки: подземная пересадка на станцию Марьина Роща Люблинско-Дмитровской линии
Планируемый срок завершения строительства – 2022 год.

История строительства
После успешного завершения строительства уникального объекта транспортной инфраструктуры – станции Савёловская БКЛ (проектное название – Нижняя Масловка) трудовой коллектив ООО «СМУ-8 Метростроя» приступил к реализации проекта, который призван стать рекордсменом среди объектов инфраструктуры внеуличного транспорта города Москвы в целом и строящейся Большой кольцевой линии в частности.
Станция Марьина Роща БКЛ – сложный объект подземного строительства, сооружаемый в условиях плотной городской застройки, вблизи действующих инженерных коммуникаций и эксплуатируемой станции Московского метрополитена – Марьиной Рощи Люблинско-Дмитровской линии. Для исключения негативного воздействия на окружающие здания, сооружения и коммуникации строительство станции ведется на глубине более 70 метров с применением современных технологических решений в области горнопроходческих работ.

На строительстве станционного комплекса и комплекса притоннельных сооружений задействовано 4 производственных участка ООО «СМУ-8 Метростроя».
Строительство среднего станционного тоннеля (ССТ) ø9,5 м и пересадки ведется силами участка №1 под руководством начальника участка Романа Александровича Устрижицкого.
Приступив в 2017 году, участок выполнил работы по сооружению подходной штольни длиной 1 км от шахтного ствола №946 к двум фронтам работ: среднему станционному тоннелю и тоннелю пересадки, осуществил проходку «слепого ствола» от уровня подходной штольни до уровня станционных тоннелей, ведёт горнопроходческие работы по сооружению ССТ и тоннелей пересадки, в том числе в подземных условиях сооружен эскалаторный тоннель пересадки, который на языке строителей называют «малый наклонный ход», а также ходки к действующей станции «Марьина Роща» ЛДЛ.


После завершения горнопроходческих работ в 2021 году планируется приступить к гидроизоляции тоннелей и сооружению внутренних монолитных конструкций.
На соседней строительной площадке в 2018 году участок №2 во главе с начальником участка Дмитрием Накиповичем Файзрахмановым приступил к проходке сложнейшего подземного сооружения: эскалаторного тоннеля ø10,5 м общей протяженностью 135 м.
В связи со сложными геологическими и гидрологическими условиями проходка велась после предварительного искусственного замораживания грунтов по контуру тоннеля. Подобная технология позволила избежать высокого водопритока в выработку и повысить безопасность работ.
Эскалаторный тоннель станции Марьина Роща БКЛ – рекордсмен по длине среди всех станций Московского метрополитена. В скором времени в нем будут смонтированы самые длинные в истории метрополитена эскалаторы.

Параллельно участком велись работы по строительству здания наземного вестибюля станции. Конструкция здания предусматривает 2 подземных и 2 наземных этажа, в которых впервые будет объединено два ответственных сооружения метрополитена: пассажирский вестибюль и тягово-понизительная подстанция (ТПП), обеспечивающая работу всех энергосистем станции.

Завершив основные горнопроходческие и монолитные работы, участок №2 под руководством нового начальника участка Крейса Алексея Викторовича приступил к сооружению внутренних конструкций эскалаторного тоннеля и отделочным работам в вестибюле и ТПП.
Одновременно ведутся работы по архитектурному оформлению вестибюля и ТПП: монтажу декоративных панелей и мраморных плит на фасадах здания, оформлению входной группы вестибюля. Работы выполняются субподрядными организациями ООО «УСР Метростроя и ООО «ДС-Инжиниринг».
На одной строительной площадке с вестибюлем разместился шахтный ствол №1238бисК ø6,4 м, сооруженный в 2017 году участком №5 под руководством начальника участка Михайлова Ивана Сергеевича. Строительство ствола велось с применением современного стволопроходческого комплекса Herrenknecht VSM-10000.


С завершением строительства ствола начались работы по обустройству шахтного (горного) комплекса. Силами участка №3 под руководством начальника участка Кривчика Виталия Николаевича сооружен комплекс наземных сооружений, а также внутристволовых конструкций и устройств.
Горный комплекс представляет собой подъемное сооружение, осуществляющее функцию вертикального транспорта по шахтному стволу для производства подземного строительства.

После запуска комплекса участок №3 приступил к строительству подземных постоянных и временных сооружений: проходке постоянного околоствольного двора, строительству временной водоотливной установки, сооружению обходного кабельного коллектора, ведущего к правому станционному тоннелю станции.

Проходка велась через пласты крепких осадочных горных пород: мергеля, известняка и известковой глины. Трудности проходке добавляло близкое расположение к выработкам действующих сооружений метрополитена, в связи с чем разработка породы местами велась вручную.
Параллельно участком велось строительство вентиляционного тоннеля и натяжной камеры.
В 2020 году началось строительство боковых станционных тоннелей встречными забоями. Строительство ведется способом переборки: уже построенный щитовым комплексом тоннель поэтапно демонтируется, параллельно сооружается тоннель большего диаметра.
После завершения горнопроходческих работ, участок приступит к раскрытию проемов в средний станционный тоннель и устройству внутренних монолитных конструкций станции.
Тем временем участок №4 под руководством начальника участка Лозы Артема Владимировича выполняет комплекс работ по строительству подземных притоннельных сооружений за станцией «Савеловская» Большой кольцевой линии.
На первом этапе работ в 2019-2020 гг. были сооружены 2 демонтажные камеры, в которые после строительства перегонных тоннелей были выведены тоннелепроходческие комплексы.
В настоящее время ведутся работы по строительству водоотливной установки и вентиляционного тоннеля.

Используя многолетний опыт подземного строительства, специалисты ООО «СМУ-8 Метростроя» воплощают в жизнь самые сложные и смелые проекты развития метрополитена. Безопасность и качество – основные приоритеты компании. В 2022 году сооружения, возведенные СМУ-8 Метростроя в составе нового участка Большой кольцевой линии Московского метрополитена, начнут свою многолетнюю службу городским жителями и гостям столицы.