Площадь революции

Станция метро «Площадь Революции» была открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Курская». Она была построена СМУ-8 под руководством Н. Ермолаева и Л. Миткина. Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. На конкурсе проектов победил архитектор А. Н. Душкин. Строительство станции началось в 1935 году. В 1938 году поезда поехали по новой линии Московского метрополитена от станции «Киевская» до станции «Курская».
Революционная тематика в оформлении станции была выражена архитектором А. Н. Душкиным с помощью средств синтеза архитектуры и скульптуры. Изначально ниши в углах пилонов планировалось украсить барельефами на революционную тему. Результаты конкурса скульпторов не удовлетворили архитектора и руководство Метростроя, и потому было решено обратиться к опытному скульптору М. Г. Манизеру. Однако он предложил вместо барельефов установить объёмные скульптуры. На постаментах в углах пилонов установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей. Все фигуры, кроме фигур пионеров, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими, чтобы их можно было разместить в арочных проходах.
Народная молва приписывает скульптурам станции «Площадь Революции» определённые магические свойства, в связи с чем постепенно сложились некоторые поверья. Например, если ранним утром потрогать флажок в руках у сигнальщика с «Марата», день будет удачным. Студенты говорят, что верная примета сдать экзамен — потереть нос бронзового пса у «Пограничника с собакой»; в итоге носы и половина морды у всех собак натёрты до блеска, бронзовый слой истончился.

Курская (Арбатско-Покровская линия)

Станция метро «Курская» Арбатско-Покровской линии была открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Курская». Она была построена СМУ-8 под руководством И. Ерашко. Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения.
Строительство метро «Курская» осуществлялось закрытым способом. Расположение станции в плане было обусловлено требованиями наиболее рационального обслуживания пассажиров Курского вокзала и дальнейшего направления трассы Покровского радиуса к Спартаковской площади с обходом Московского газового завода. Кроме того, отсутствие окончательного проекта планируемой реконструкции Курского вокзала вынудило проектировщиков расположить станцию диагонально по отношению к площади Курского вокзала. Предполагалось два выхода: на месте здания багажного отделения Курского вокзала (из восточного торца) и в одном из жилых домов на Садовой улице (из западного торца). Однако проект западного выхода не был осуществлён.
Во время Великой Отечественной войны станция «Курская» служила бомбоубежищем, как и другие станции московского метро. На станции был размещён филиал Государственной публичной исторической библиотеки. В 1950 году был открыт переход на станцию «Курская» Кольцевой линии, а также ещё один выход в наземный вестибюль. В 1996 году открылся переход из западного торца на станцию «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.

Белорусская

Станция «Белорусская» Замоскворецкой линии была открыта 11 сентября 1938 года в составе участка «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — «Сокол» (вторая очередь строительства). Получила свое название из-за Белорусского вокзала, в здание которого был встроен единственный выход станции. Станция была построена СМУ-8 под руководством Ф. Кузьмина. Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Оборотные тупики, построенные за станцией, стали первыми тупиками для зонного оборота поездов.
Строительство метро «Белорусская» осуществлялось закрытым способом. Для того, чтобы встроить вестибюль станции в здание Белорусского вокзала, архитекторам пришлось заменить несущую стену колоннадой. Предполагалось, что «Белорусская» будет иметь и второй выход к жилому району (этот проект не осуществили). Станция была открыта 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» — «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») второй очереди строительства, после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 22 станции.
Во время Великой Отечественной войны на станции «Белорусская» расположился центральный командный пункт, для чего была отгорожена часть платформы. Другая часть использовалась пассажирами, а в ночное время там находилось бомбоубежище. Также в оборотных тупиках находился состав, в котором располагался узел связи. 22 июля 1941 года при бомбардировке на площади Белорусского вокзала была повреждена магистральная водопроводная труба. Вода затопила площадь и вестибюль станции метро «Белорусская», проникла в машинный зал эскалаторов. Общими усилиями сотрудников метрополитена воду удалось направить под железнодорожный путепровод. Через несколько минут поступило сообщение, что вода прорвалась в торец станции «Белорусская». С большим трудом при помощи водоотливных установок откачали воду, не допустив ее в тоннель, где находились люди.
В 1952 году был открыт переход на станцию «Белорусская» Кольцевой линии. К началу 1970-х годов оригинальное мраморное покрытие пола было заменено гранитными плитами.

музей

Галерея